Руководство ГИБДД распорядилось лишать водителей прав
за езду на автомобиле с нештатными газоразрядными (ксеноновыми) лампами
в фарах, посчитав, что свет от таких ламп ослепляет других участников
движения. Выявлять нарушения сотрудники ГИБДД могут прямо на дороге. В
отличие от определения степени тонировки, такую проверку может
осуществить любой инспектор ДПС.
Несмотря на то, что разгорелись жаркие споры по поводу оборудования фар
газоразрядными источниками света (ксеноном), несмотря на мнение
президента коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина,
считающего, что формального запрета на эксплуатацию ксенона нет,
законность наказания за установку ксеноновых ламп в обычные фары уже
подтвердил Верховный суд, признав несостоятельными доводы наказанного
лишением прав жителя Казани Александра Р., доказывавшего, что его
ксеноновые лампы полностью соответствуют действующему ГОСТу.
Столь строгие меры как лишение прав за неправомерную установку
ксеноновых ламп будут применяться исключительно к водителям тех
автомобилей, у которых ксеноновые лампы установлены в фары,
предназначенные для использования с лампами накаливания (в т. ч.
галогенными). Такие фары не предназначены для этого типа источников
света, соответственно, их свет распределяется таким образом, что создает
помехи - ослепляет других участников дорожного движения. Для того чтобы
ксеноновые фары не слепили встречных водителей, на заводе автомобили
оборудуют оптикой со специальным отражателем и стеклом. Поэтому если
фары не предназначены для ксенона, никакая регулировка не поможет, их
свет все равно будет ослеплять других водителей.
Все вышесказанное не относится к владельцам автомобилей, оборудованных
сертифицированными фарами для использования газоразрядных источников
света.
На официальном сайте ГИБДД РФ опубликовано "Разъяснение Департамента
обеспечения безопасности дорожного движения МВД России об использовании
ксеноно-вых фар", согласно которому управление автомобилем с
установленными в фарах "газоразрядными источниками света", не
предусмотренными конструкцией авто, должно квалифицироваться
сотрудниками ГИБДД как правонарушение, предусмотренное статьей 12.5.3
КоАП, которая предусматривает наказание в виде лишения водительских прав
на срок до года.
Контроль за соответствием внешних световых приборов установленным
требованиям, в соответствии с вышеназванным указанием, будет
осуществляться государственными инспекторами технического надзора как
при проведении государственного технического осмотра, так и при проверке
ими технического состояния транспортных средств при осуществлении
надзора за дорожным движением.
Об использовании "ксеноновых" фар
Из Разъяснения Департамента обеспечения безопасности дорожного движения
МВД России
В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары
следующих официально утвержденных типов:
С - ближнего, R - дальнего, CR - двухрежимного (ближнего и дальнего)
света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41Л 12-2005);
НС - ближнего, HR - дальнего, HCR - двухрежимного света с галогенными
лампами накаливания
(Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005); - 29 -DC - ближнего, DR - дальнего, DCR - двухрежим-ного света с
газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р
41.98-99).
Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового
прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в
котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны,
предоставившей официальное утверждение, и номера официального
утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если
рассеиватель может быть от него отделен.
Обозначение категории галогенных ламп накаливания, приведенное на их
цоколе или колбе, начинается с буквы "Н".
Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная
на цоколе, начинается с буквы "D", в соответствии с требованиями Правил
ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99 "Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения газоразрядных источников света для
использования в официально утвержденных газоразрядных оптических
элементах механических транспортных средств" предназначены для
использования только в фарах типов DC, DR, DCR.
...Использование во внешних световых приборах источников света, не
соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия
обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда
физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния
отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности
рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора
светового пучка и омывателя фары) факторов.
Таким образом, применение в фарах, предназначенных для использования с
лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников
света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних
световых приборов (совокупность технических характеристик фар,
соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему
безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и
метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.
Исходя из этого, управление транспортным средством с фарами,
предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых
установлены газоразрядные источники света, должно квалифицироваться
сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение,
предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы световых
приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску
транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения). Эксплуатация транспортных
средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи
27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).
При выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых
не соответствует требованиям Основных положений, возбуждается дело об
административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ.
Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников
света), явившихся орудием административного правонарушения (темное время
суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном
статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных
вещей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения
права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до
одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.