Автомобильный транспорт с наибольшей эффективностью
обеспечивает потребности народнохозяйственного комплекса в местных
перевозках грузов и пассажиров. Хотя его грузооборот сравнительно
невелик, грузов он перевозит в 4 с лишним раза больше, чем все другие
виды транспорта, вместе взятые,- более 80% общего объема грузовых
перевозок. Так, в 1985 г. автомобильный транспорт перевез 25,9 млрд. т
грузов, а грузооборот его составил 476 млрд. т км. Основные показатели,
характеризующие работу автомобильного транспорта, приведены в табл. 5.1.
Автомобили выполняют либо полностью весь процесс перевозки грузов от
производителя до потребителя, либо, взаимодействуя с другими видами
транспорта,- его начальную, промежуточную или конечную фазу. Практически
любой транспортный процесс начинается и заканчивается автомобильными
перевозками.
Использование автомобильного транспорта ускоряет доставку грузов. На
расстояние до 200 км груз доставляется автомобилями в среднем в 12 раз
быстрее, чем по железной дороге при подвозе к станциям и вывозе груза
автотранспортными средствами, или в 5 раз быстрее по сравнению с прямой
железнодорожной перевозкой, а на расстоянии 500 км - в 7 раз быстрее,
чем железнодорожным транспортом, когда подвоз груза к станции и вывоз
выполняется на автомобилях, и в 3 раза быстрее, чем при прямой
железнодорожной перевозке, т. е. с использованием рельсовых подъездных
путей.
Велика роль автомобильного транспорта в обслуживании агропромышленного
комплекса. Доля сельскохозяйственных грузов в общем объеме его перевозок
достигает 80%.
Автомобильный транспорт выполняет значительные пассажирские перевозки -
более 90 % всех перевозок пассажиров в городах, в пригородном сообщении,
на внутри- и межрайонных маршрутах. Постоянному росту этих перевозок
способствует улучшение дорожных условий, техническое совершенствование
конструкции автобусов и таксомоторов, широкое внедрение современных
методов управления и контроля дорожного движения. Все это позволило в
последние годы повысить культуру обслуживания пассажиров, скорость,
регулярность и безопасность движения.
В городах автобусы перевозят более половины всех
пассажиров. Важная роль принадлежит автобусам в осуществлении
внутрирайонных и межрайонных транспортных связей. В одиннадцатой
пятилетке открыто около 2 тыс. новых автобусных линий в сельской
местности, почти 3 тыс. линий в городах.
Автомобильный транспорт способствует выравниванию условий жизни
населения городов и сел центральных и отдаленных районов страны,
закреплению кадров в сельском хозяйстве, в значительной степени
обеспечивая надежную, круглогодичную транспортную связь
сельскохозяйственных предприятий, сельских поселений с ближайшими
городами, поселками, районными и областными центрами.
Пассажирооборот автобусов общего пользования увеличился за одиннадцатую
пятилетку на 14% и достиг в 1985 г. 446,6 млрд. пассажиро-км. Было
перевезено 47 млрд. пассажиров.
Основные производственные фонды автотранспорта общего пользования за
пятилетие возросли на 32,5% и составляют 16,3 млрд. руб.
Автобусное сообщение организовано в 2464 городах и поселках городского
типа, действуют 39,2 тыс. пригородных и 22,5 тыс. междугородных
маршрутов общей протяженностью более 2 мл а км. Работа легковых такси
организована в 1705 городах и поселках городского типа. Важную роль в
повышении эффективности производства благодаря снижению транспортной
усталости людей играет ведомственный пассажирский автотранспорт.
В сельской местности налажена работа специальных школьных автобусов,
которые обслуживают около 30 тыс. школ.
Интенсивно развивались в 1980-1985 гг. междугородные перевозки. Парк
подвижного состава пополнился комфортабельными междугородными
автобусами, к услугам пассажиров открыто свыше 3 тыс. автовокзалов и
автостанций.
Работа автомобильного транспорта немыслима без соответствующего
дорожного обеспечения. К концу 1985 г. протяженность дорог общего
пользования достигла 971,5 тыс. км, при этом 812,3 тыс. км (около 84%)
имели твердые покрытия. Эти дороги связывают между собой или с
ближайшими административными центрами почти все города и поселки
городского типа, более 90% всех районных центров и около 80% центральных
усадеб колхозов и совхозов. Особенно быстрыми темпами развивается сеть
автомобильных дорог в Прибалтийских республиках, на Украине, Кавказе и в
Закавказье, республиках Средней Азии.
Таблица 5.1. Основные показатели развития
автомобильного транспорта
Показатель
1940 г
1960 г
1970 г
1980 г
1985 г
Перевезено грузов, млрд. т*
0,9
8,5
14,6
24,1
25,9
Грузооборот, млрд. т км
8,9
98,5
221
432
476
Перевезено пассажиров автобусами общего пользования, млрд.
чел.
0,6
11,3
27,3
42,2
47
Пассажирооборот, млрд. пассажиро-км
3,4
61
202
390
447
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с
твердым покрытием, тыс. км
143
258
489
724
812
Из них усовершенствованные
7,1
73,4
205
369
459
В 1985 г. только на автотранспорте общего пользования
было занято на перевозках 2,5 млн. чел. Общая же численность работников
автомобильного транспорта народного хозяйства значительно выше. Одна из
наиболее массовых профессий - водители автомобилей. Ежегодно в нашей
стране получают удостоверение на право управления автотранспортными
средствами для работы в народном хозяйстве около 1,5 млн. чел.
Таким образом, автомобильный транспорт самостоятельно и во
взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивает связь между
предприятиями и отраслями народного хозяйства, специализацию и
кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства,
ускорение доставки грузов от мест производства до потребителей, подвоз
грузов и пассажиров к железнодорожным станциям, аэропортам, речным и
морским вокзалам, тран-спортно-экспедиционное обслуживание населения.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.