В Основных направлениях экономического и социального
развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, принятых на
XXVII съезде КПСС, перед автомобильным транспортом страны поставлены
важные задачи по увеличению за пятилетие перевозок грузов на 18-19% и
пассажирооборота автобусного парка общего пользования на 14-16%. Наряду
с этим предполагается дальнейшее улучшение качественных показателей
работы автомобильного транспорта, структуры парка автомобилей, что
позволит снизить затраты на перевозки, уменьшить численность занятых на
них работников и расход топлива.
Перед автотранспортными организациями поставлена задача повысить
эффективность использования подвижного состава и в первую очередь путем
применения прицепов и полуприцепов, сокращения непроизводительных
простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.
Важной проблемой остается сокращение численности занятых на
автотранспорте погрузочно-разгрузочными работами, значительная часть
которых выполняется вручную. Поэтому в текущей пятилетке будет
продолжена работа по расширению производства и применения средств
механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных операций.
Предполагается повысить прочность пола кузовов автомобилей для въезда на
него автопогрузчиков, высоту дверных проемов, приспособить кузова к
работе с контейнерами, кранами и др.
Предполагается увеличить выпуск автомобилей малой грузоподъемности, так
как в народном хозяйстве существуют перевозки, партионность которых по
условиям грузообразования, грузопотребления и скорости доставки
экономически нецелесообразно укрупнять. Области применения автомобилей
малой грузоподъемности непрерывно расширяются. Недостаток автомобилей
грузоподъемностью в основном менее 1 т вынуждает выполнять перевозки на
автомобилях ГАЗ и ЗИЛ, что крайне неэффективно. Расчеты показывают, что
применение 100 тыс. автомобилей малой грузоподъемности 0,5-0,8 т взамен
используемых машин средней грузоподъемности дает сокращение расхода
топлива на 200-300 тыс. т в год и уменьшение на 25-30 тыс. т потребности
в металле, других ценных материалах, расходуемых при производстве
автомобилей.
Значительно сокращаются и эксплуатационные расходы.
В двенадцатой пятилетке продолжаются работы по увеличению производства
автомобилей большой грузоподъемности, автомобилей-самосвалов и
автопоездов грузоподъемностью 75, 120 т и более. Важнейшим резервом
уменьшения расхода топлива является дальнейшая дизелизация
автомобильного транспорта. Грузовой автомобиль с дизельным двигателем
расходует на 30-40% топлива меньше, чем с бензиновым. Поставлена задача
довести к 1990 г. долю грузооборота, осуществленного автомобилями с
дизельными двигателями, до 60%. Для решения этой важной задачи
предполагается построить в городе Ярцево Смоленской области завод
дизельных двигателей - филиал ЗИЛа. Выпуск грузовых автомобилей нового
семейства ЗИЛ-4331 начнется уже в двенадцатой пятилетке.
В Горьком намечено приступить к производству первого советского
автомобильного дизеля с воздушным охлаждением. Этим
КрАЗ-256Б1 - дизельный грузовой автомобиль
широкого назначения, выпускаемый на Кременчугском автозаводе имени
50-летия Советской Украины
двигателем будут оснащаться автомобили ГАЗ-542,
самосвальные автопоезда ГАЗ-6008, а также грузовые автомобили с бортовым
кузовом ГАЭ-4301. Как показали расчеты, капитальные вложения на
реконструкцию автозаводов за счет выпуска более экономичных двигателей
окупятся менее чем за 4 года.
Для грузовых автомобилей "Урал" планируется наладить производство
дизельных двигателей: 6-, 8- и 12-цилиндровых мощностью от 90 до 180
кВт. Намечено в двенадцатой пятилетке начать в г. Кировабаде
строительство филиала УАЗа - завода малотоннажных^грузовых автомобилей.
Базовая модель грузоподъемностью 1,5 т получит отечественный дизель
мощностью 50 кВт. Его можно будет устанавливать и на автобусы РАФ и др.
Предстоит освоить дизельные двигатели и для самых массовых автомобилей
ВАЗ. На предприятиях, уже традиционно выпускающих дизельные двигатели,
намечена на ближайшие годы большая программа по производству новых
изделий. Так, на Ярославском заводе будет налажено производство нового
семейства ЯМЗ-840 из 8- и 12-цилиндровых двигателей с турбонаддувом
мощностью от 265 до 470 кВт для грузовых автомобилей МАЗ, КрАЗ, БелАЗ.
Для новых моделей Камского автозавода, рассчитанных на 10-тонную осевую
нагрузку, будет изготовляться новый дизельный двигатель с турбонаддувом.
Его мощность вырастет со 155 до 191 кВт, т. е. почти на 25%. В
двенадцатой пятилетке планируется осуществить переход на дизельные
двигатели автобусов Ликинского и Львовского заводов, что будет
способствовать снижению себестоимости пассажирских перевозок.
Предполагается дальнейшее использование на автомобильном транспорте
природного газа. Дизельные двигатели и двигатели, работающие на газе,
значительно уменьшают загрязнение окружающей среды, что имеет большое
социально-экономическое значение, особенно для крупных городов.
Значительное расширение использования газобаллонных автомобилей
потребует ускоренного строительства газозаправочных станций
Намеченные меры должны к 1990 г. обеспечить экономию бензина и
дизельного топлива по сравнению с 1985 г. на грузовых перевозках на
18-20%. Кроме того, дизелизация автопарка, увеличение грузооборота,
выполняемого автомобилями с дизельными двигателями, к концу двенадцатой
пятилетки позволит только по автотранспорту отраслей промышленности
сэкономить около 5,4 млн. т топлива.
Для полного и качественного удовлетворения потребностей населения в
пассажирских перевозках в предстоящий период намечается пополнить
автопредприятия автобусами большой вместимости и повышенной
комфортабельности.
По-прежнему актуальна задача дальнейшего повышения технической
готовности парка подвижного состава, снижения времени нахождения
автомобилей в ремонте, обеспечения соответствующих межремонтных пробегов
автомобильной техники. С этой целью предполагается дальнейшее расширение
ремонта автотранспортных средств агрегатным методом. Намечается
полностью перевести ремонт агрегатов на специальные ремонтные
предприятия, сохранив в автохозяйствах лишь ежедневный уход, техническое
обслуживание и текущий ремонт автомобилей.
Интенсивно будут развиваться и совершенствоваться централизованные
перевозки грузов, дающие возможность шире применять современные методы
планирования и организации работы, в том числе с использованием ЭВМ,
обеспечивающие снижение транспортных издержек.
Известно, что автомобильный транспорт общего пользования работает более
эффективно, чем ведомственный. В состав автомобильного транспорта общего
пользования входят автотранспортные предприятия индустриального типа, в
том числе автотранспортные комбинаты и объединения, имеющие хорошо
развитую техническую базу и использующие передовые методы работы. Именно
на крупных автотранспортных предприятиях быстрее внедряется новая
техника, в том числе ЭВМ, применяются автоматизированные центры
управления производством (ЦУП) и др.
Важным резервом повышения эффективности работы автомобильного транспорта
является укрупнение парка подвижного состава и прежде всего в системе
транспорта общего пользования. В настоящее время все еще велики объемы
перевозок, выполняемые
Топливозаправщик ТЗ-500, смонтированный на шасси
автомобиля с дизельным двигателем MA3-5334
ведомственным автомобильным транспортом. Многие
перевозки, в том числе междугородные, выполняемые ведомственными
автомобилями, являются вынужденными, так как автотранспорт общего
пользования, находящийся в ведении союзных республик, часто бывает
незаинтересован в их расширении. Это побуждает министерства и ведомства
развивать собственные транспортные хозяйства, как правило, мелкие и
нерентабельные. По состоянию на 1 января 1985 г. на 72% таких хозяйств
имелось до 25 автомобилей. В этих хозяйствах, как правило, плохо налажен
учет транспортной работы, топливно-смазочных материалов, автомобили
используются неэффективно. Важным резервом улучшения работы
автотранспорта является не только принятие некоторых мер
административной централизации, но и повышение качества перевозочной
работы автотранспортом общего пользования до такого уровня, при котором
министерства и ведомства считали бы с экономической точки зрения
нецелесообразным создавать и развивать свой ведомственный автотранспорт.
Для развития автомобильного транспорта общего пользования
предусматривается на двенадцатую пятилетку увеличить по сравнению с
предыдущей объемы капитальных вложений на 1620 млн. руб. и
строительно-монтажных работ на 256 млн. руб., т. е. соответственно на
17,6 и 36,4%.
Все большее значение в удовлетворении потребности населения в перевозках
имеют легковые автомобили, принадлежащие на правах личной собственности
гражданам. Количественный рост производства легковых автомобилей
сопровождается и соответствующими качественными изменениями,
обеспечившими отечественным автомобилям выход на уровень мировых
стандартов и признание их на мировом рынке. В настоящее время около 30%
советских легковых автомобилей экспортируется в различные страны, в том
числе и промышленно развитые.
В двенадцатой пятилетке на всех заводах, производящих легковые
автомобили, намечается выпуск новых моделей, проводится интенсивная
работа по созданию новых перспективных моделей машин, производство
которых должно начаться в тринадцатой пятилетке.
Наличие благоустроенных дорог с твердым покрытием приводит к
значительному повышению эффективности работы автомобильного транспорта,
сокращению расхода энергетических ресурсов, запасных частей, простоев
автомобилей и прицепов. Масштабы дорожных работ пока не соответствуют
потребностям народного хозяйства.
В двенадцатой пятилетке и до 2000 г. будет продолжено развитие дорожного
хозяйства и в первую очередь в сельской местности, что необходимо для
успешного выполнения Продовольственной программы СССР. Поставлена задача
за пятилетие построить и реконструировать 167 тыс. км автомобильных
дорог с твердым покрытием, в том числе 75 тыс. км дорог общего
пользования на 92 тыс. км дорог внутрихозяйственного значения на селе,
завершить в основном к 1990 г. строительство автомобильных дорог,
связывающих центральные усадьбы колхозов и совхозов с административными
центрами районов. Для повышения качества перевозок пассажиров и грузов
намечено существенно улучшить эксплуатационные качества автомобильных
дорог, оснащенность их объектами обслуживания пассажиров и водителей,
пунктами технического обслуживания автомобилей и автозаправочными
станциями.
p.s.
При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.